Бухта Батарейная

Главным недостатком подводных лодок с момента их создания было то, что в подводном положении лодка могла функционировать только на аккумуляторах, срок действия которых был ограничен, и для подзарядки аккумуляторов с помощью дизелей лодка должна была всплывать на поверхность. В конце 1940-х гг. был создан двигатель, который мог работать как в надводном, так и в подводном положении. Топливом для этого двигателя были перекись водорода и кислород. В двигателе они соединялись, выделяя нужное количество энергии для движения лодки и образуя только воду, которая сбрасывалась в море. Сравнительно успешные испытания позволили развернуть серийную постройку снабженных такими двигателями подлодок по проекту А615. Бухта Батарейная стала первой базой для этих новейших и совершенно секретных подводных лодок. В бухте были созданы склад нового вида топлива и специальный причал, у которого лодки должны были заправляться. Но судьба этих подлодок сложилась неудачно. Энергетическая установка оказалась весьма пожароопасной, и подводники эти лодки называли между собой «зажигалками». Подводный режим работы двигателя был эффективен только в начале автономного похода, а работа дизеля сопровождалась высоким уровнем шума, что сильно демаскировало лодку. После строительства и успешной эксплуатации первой атомной подлодки тема кислородно-водородных лодок была закрыта, и в первой половине 70-х годов все подводные лодки проекта А615 были выведены из боевого состава ВМФ.