Henk van Rensbergen

Сегодня мы хотим рассказать о человеке, который для многих «урбанистов» стал вдохновляющим примером. 2000-е годы… Доступ в интернет через модем, почасовая оплата, скорость 3,5 кб в секунду, – все это никого не останавливало, даже когда фотографии грузились по пол-минуты. ЖЖ-сообщество ru_abandoned медленно набирало обороты, одиночки еще только сбивались в немногочисленные группы и находили друг друга в сети, чтобы пообщаться и обменяться опытом, а движение Urban Exploration еще не было так популярно. Но уже был Хенк – Хенк ван Ренсберген и его детище abandoned-places.com.
Уверен, не только нас он вдохновлял своими фотографиями, на которых был запечатлен другой мир, мир после катастрофы или глобальной войны. Каждая его фотография была окутана некой тайной, наполнена густой атмосферой забвения и угрожающей тишиной, разбавляемой лишь ветром, гуляющим по пустым помещениям. Не буду говорить за всех, но в тот момент я влюбился по уши в индустриальную фотографию, и работы Хенка стали для меня абсолютом, той вершиной, к которой я неосозанно стремился в последующие годы, стараясь в свои фотографии так же бережно перенести атмосферу покинутых мест и показать их красоту.
О Хенке известно не много. Хенк ван Ренсберген родился в Брюсселе в 1968 году и уже в 10 лет совершил свою первую фото-вылазку в заброшенный отель. Сегодня, 30 лет спустя, Хенк – капитан Боинга-767, но все так же фотографирует заброшенные локации. Ван Ренсберген погружает зрителя в неизвестный мир образов и впечатлений, где фантазия берет верх над объективным наблюдением. Главное правило Хенка — не забирать ничего с места съемок и не оставлять после себя ничего, кроме следов от обуви. Его трепетное отношение к объектам съемки объясняется не только уважением к посещаемому месту, но и тем, что, изменяя что-то в окружающем застывшем пространстве, можно разрушить ту хрупкую атмосферу законсервированного в здании времени. Проникая на объект, Хенк «застывает», по его словам, минут на 15, прислушиваясь к своим ощущениям. Заброшенные места могут быть давно оставлены людьми, но их присутствие по-прежнему ощутимо. Стены будто помнят людей, которые их покинули, и Хенк передает этот странный эффект присутствия при помощи камеры.
У Хенка уже было несколько выставок. Его фотографии часто мелькали в международной прессе. Бельгийский издатель Lannoo опубликовал 3 книги «Abandoned Places».

Хенк согласился побеседовать с нами и ответить на вопросы, ниже вы можете увидеть, что из этого получилось.

1. Как часто выбираетесь фотографировать?
Я много времени провожу с семьей и на работе, но как минимум дважды в месяц я нахожу время для съемок. Иногда я провожу за границей несколько дней подряд, например, в 2012 году я провел в Японии 2 недели, исследуя местные заброшки.
2. Какое оборудование используете?
Canon EOS 5D III и тилт-шифт объектив 24mm.Так же крепкий штатив и пульт дистанционного управления. Конечно же, использую фонарь при необходимости.
3. Какие эмоции ощущаете при посещении?
Много эмоций. От благоговения и восхищения до ностальгических ноток, а еще волнение(охрана не дремлет!), особенно когда я один и слышу звуки шагов неподалеку.
4. Много ли времени тратите на редактирование фотографий?
От 5 минут до 2 часов, в зависимости от того, насколько я доволен получившейся фотографией и моим желанием довести ее до совершенства. В основном, все, что я делаю — играю с контрастом и динамическим диапазоном.
5. Общаетесь ли с другими фотографами, выбираетесь ли на совместные прогулки?
Только если предстоит посетить опасную локацию, например, когда я за границей или кто-либо приглашает меня в новое место.
6. Что вам нравится больше – чб или цвет? Почему?
Оба нравятся, в зависимости от ситуации. Ранее я снимал исключительно в чб. Мне близок поэтический дух чб и возможность подчеркивать его контрастом. Последние несколько лет я все больше снимаю в цвете. Я считаю, что цвет добавляет фотографии выразительности, но только при грамотном использовании.
7. Что вы знаете о России, бывали ли?
Я восхищен Россией, мне нравится русская музыка, например, военные песни Красной Армии,а так же произведения Римского-Корсакова. В детстве я был с родителями в Москве и Санкт-Петербурге. Кстати, совсем недавно провел в Москве несколько часов, совершая рейс туда-обратно, так что кроме аэропорта ничего не видел. Очень хочется побывать в России, но пугает языковой барьер, к тому же без переводчика я не знаю, как себя вести в России, если меня поймают на охраняемом объекте.
8. В каких странах фотографировали? Где интереснее объекты?
Я был во многих странах, но больше всего понравилось в Западной Европе, Японии и США. А сложность зависит от типа здания, уровня охраны и ветхости объекта. В некоторых странах, таких как Южная Америка, не самой хорошей идеей будет лезть в здание, предварительно не поговорив с владельцем либо местными жителями: охрана вооружена и стреляет без лишних вопросов.
9. Есть ли место-мечта, куда никак не попасть пока что?
Моя мечта — каждое следующее место, где я еще не был.
10. Как воспринимают люди ваше увлечение?
Одобрительно. После публикации книг Abandoned Places мое увлечение вызвало еще больше уважения.
11. Было ли желание поснимать действующие заводы, или больше всего привлекает история заброшенных мест?
Все же мне ближе заброшенные здания, хотя я отснял несколько заводов до того, как они закрылись. Это был интересный опыт.
12. Как относитесь к движению руферов и диггеров?
Великолепно, что движение urban exploration так разнообрано. Хотел бы я иметь смелость исследовать подземелья и забираться на крыши высоток.

Сайт со старыми работами Хенка:

http://www.abandoned-places.com/

Персональный сайт Хенка с фотографиями последних лет:

http://www.henkvanrensbergen.com/